Про зависимость от гаджетов

1) Что такое зависимость от гаджетов?

Вообще, зависимое или аддиктивное поведение — это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Соответственно, гаджет-аддикция это сверхценное увлечение цифровыми устройствами, особая сосредоточенность на гаджетах при игнорировании других сфер деятельностей.

В конечном результате от использования гаджета зависимый человек получает психологический комфорт. Каждый из нас хочет быть принятым другими людьми. И при формировании гаджет-аддикции происходит замена эмоциональных межличностных отношений предметными суррогатами,  установление эмоциональных отношений и связей не с другими людьми, а с неодушевленными предметом или активностью.

2) От чего она происходит? 

Причины могут быть самые разные. Если говорить о психологических факторах, предрасполагающих к гаджет-аддикции, то речь идет о неустойчивой или заниженной самооценке, сложностях в сфере межличностных отношений, неспособности человека саморегулировать. Другим важным условием развития и закрепления гаджет-аддикции являются особенности семейной ситуации зависимого, а именно: нарушение отношений между членами семьи, ценность гаджетов в семье, способы их использования. Большое влияние имеет также общая социально-психологическая ситуация: дефицит реального общения, информационная, потребительская, культурная избыточность ситуации
3) Как от нее избавиться?

Если мы имеем дело с крайней формой гаджет-аддикции, то лучше обратиться к психологу. Есть достаточно эффективные способы воздействия на личность с аддиктивным поведением. Но самое важное — это работа с мотивацией зависимого. Человек должен реально захотеть изменить себя и свою жизнь.

4) Чем опасна?

Любая аддикция отрицательно влияет на жизнедеятельность человека, вытесняет из его жизни многие необходимые для жизнеобеспечения виды деятельности. В зависимости от тяжести зависимости, перемены могут быть разными: от потери аппетита до паразитирующего образа жизни. Меняется характер, меняются ценности, появляется замкнутость или наоборот излишняя раскованность и т.д.

5) Реальные примеры есть? 

Примеров много. К нам обращаются даже родители учеников начальных классов. Проблемы разные: ребенок после уроков до прихода родителей сидит с планшетом; ребенок не хочет идти в школу, потому что у него нет смартфона; ребенок хочет ходить в школу только с гаджетом; ребенок ночами общается в ватсапе с одноклассниками или с незнакомцами (участниками онлайн игр) и прочее.

6) Что должны знать педагоги, родители?   

Самое главное — это работа с мотивацией зависимого.

Самое важное — это работа с мотивацией зависимого.

Есть крайние поведенческие симптомы гаджет-аддикций, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту: активное и часто агрессивное нежелание отвлечься от гаджета даже на короткое время; досада и раздражение при внешних отвлечениях; постоянный контроль за бесперобойной работы гаджета; игнорирование домашних дел, учебы, общения с родителями в период использования гаджета; сокращение длительности сна из-за гаджета в ночное время; пренебрежение личной гигиеной; готовность удовлетворяться случайной пищей; «проглатывание» еды без отрыва от гаджета; злоупотребление кофе, колой и другими стимулирующими средствами; значительное снижение и полное избавление от ранее возникших состояний тревоги, чувств вины и беспомощности; ощущение эмоционального подъема во время использования гаджета; подбор, просматривание, изучение литературы преимущественно о гаджет-новинках и обсуждение их с окружающими.

Да, чуть не забыла, в первую очередь, сами взрослые должны быть свободными от гаджетов. Согласитесь, если родители вечером после работы сидят за планшетом или телефоном и будут учить “уму-разуму” своих детей, это не будет всерьез восприниматься ими.

Мария НАФАНАИЛОВА

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика